Корзина
22 отзыва
Пресс пакетировочный Y81Q-135 на выгодных условиях!!!ПОДРОБНО
+380
67
502-40-16
+380
99
238-85-13
+380
63
611-01-83
Анализ рынка металлолома, прогноз цен и развитие ранка вторичных металлов

Анализ рынка металлолома, прогноз цен и развитие ранка вторичных металлов

Анализ рынка металлолома, прогноз цен и развитие ранка вторичных металлов
Цены на металлолом в 2012, 2013 и 2014 году. Сравнение эффективности сбора и заготовки лома металлов с предыдущим периодом. Прогноз развития металлоломного бизнеса в Мире и Украине.

20.12.13

По заявлению городских властей Донецка на Донецком металлургическом заводе (ДЭМЗ) начаты подготовительные работы к повторному запуску предприятия, которое может вернуться в строй еще до конца 2013 после годичного простоя. Однако это достижение способно обернуться новыми проблемами для украинского рынка металлолома, который и так испытывает дефицит. Нехватка сырья может существенно обостриться в будущем году, что поставит отечественных металлургов в сложное положение.

Почему не хватает лома?

Тенденция к сокращению сбора и переработки металлолома в Украине имеет долгосрочный характер и объясняется целым рядом факторов:

Во-первых, лома банально не хватает. Большая часть его легкодоступных запасов, оставшихся с советских времен или периода всеобщего развала в начале 1990, утилизирована еще в первой половине прошлого десятилетия, когда ежегодно в стране собиралось по 8,5-10 млн тонн материала. 

Поступления так называемого "нового" лома, представляющего собой отходы металлообработки, сократились до минимума вследствие упадка в отечественной промышленности. Экономический кризис заставил украинские компании уменьшить закупки нового оборудования и, соответственно, прекратить демонтаж старого. По той же причине у населения замедлилось обновление крупногабаритной бытовой техники.

Во-вторых, в последние годы заметно ухудшились условия бизнеса по ломосбору и ломозаготовке, из-за чего ряд компаний просто ушли из отрасли. Негативно на рост заготовки повлияли низкий уровень закупочных цен на меткомбинатах и падение объемов экспорта. Экспорт обеспечивал поставщикам лома регулярные поступления наличных, что в условиях невысокой платежной дисциплины украинских металлургов было весьма значительным подспорьем. В итоге, когда в прошлом году власти с помощью административных мер вообще блокировали экспорт металлолома, разрешив возобновить его только в июле текущего года, заготовка сразу же упала. В 2012 году ее объем составил, по данным различных источников, 5,9-6,0 млн тонн, что было примерно на 25% меньше показателя текущего года и представляло собой минимальный показатель за последние 16 лет. На отечественные метпредприятия было поставлено менее 5 млн тонн металлолома.

 В 2013 ситуация продолжала ухудшаться. По данным объединения "Металлургпром", в январе-июле текущего года украинские металлурги получили около 2,56 млн тонн металлолома, что 13% меньше, чем в тот же период годичной давности, и составляет 91% от балансовой потребности в этом сырье. При этом в июле-августе сборы покрывали спрос на лом менее чем на 87%. За те же два месяца 68 тыс. тонн лома было поставлено на экспорт, преимущественно в Турцию и Молдову. На первый взгляд, не очень много, но в августе объем поставок достиг 58 тыс. тонн – немногим менее 15% от всего ломосбора, согласно данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза". В итоге, по подсчетам экспертов компании, на украинском рынке возник дефицит сырья в масштабах порядка 50-70 тыс. тонн в месяц, т. е. более 15% от потребности.

 Между тем спрос на металлолом в Украине растет. За последние годы в нашей стране заработали две крупные электродуговые печи, использующие это сырье. В 2008 начал работу мини-завод "Электросталь" в Курахово (Донецкая обл.), потребивший в прошлом году почти 500 тыс. тонн лома, а в конце 2012 стартовало производство на электросталеплавильном комплексе "Интерпайп Сталь" в Днепропетровске. Уже к концу первого квартала 2013 года это предприятие достигло плановой мощности, составляющей 110 тыс. тонн стали в год, а в 2014 планирует выплавить 1,3 млн тонн металла, использовав порядка 1,5 млн тонн металлолома.

 Кроме того, возможно, еще до конца текущего года вступит в строй ЭДП на "Донецкстали", которая заменит остановленные мартены. Ее потребность в металлоломе оценивается как минимум в 700 тыс. тонн в год. Наконец, после длительного простоя может возобновиться работа на Донецком электрометаллургическом заводе. Сейчас его производственная мощность сократилась почти вдвое по сравнению с серединой прошлого десятилетия, однако при нормальном функционировании этому предприятию все же потребуется порядка 600-700 тыс. тонн лома в год. 

 Итого, только украинским электросталеплавильным предприятиям понадобится в 2014 году до 3,2-3,3 млн тонн металлолома. А ведь это сырье в Украине используют еще и интегрированные меткомбинаты. Вот и получается, что в будущем году спрос на металлом в Украине достигнет порядка 6,5 млн тонн – примерно на 30% больше, чем реально получили предприятия в 2012. С учетом вероятного дальнейшего "проседания" сборов лома дефицит может превысить 1,5 млн тонн.

 Безусловно, реальная нехватка сырья будет гораздо меньше расчетной. Во-первых, крупные предприятия компенсируют недостаток металлолома в шихте увеличением доли жидкого чугуна. Во-вторых, они же импортируют из России горячебрикетированное железо, заменитель лома. Оба этих способа будут, естественно, использоваться и в дальнейшем. Правда, основной их недостаток заключается в том, что при этом несколько возрастает себестоимость выплавленного металла.

 Наконец, в-третьих, украинский рынок металлолома традиционно балансируется и более простым способом – посредством простоев интенсивно использующих это сырье предприятий. В зоне риска находятся, прежде всего, "Электросталь" и ДЭМЗ. Кроме того, украинскому рынку лома могут "помочь" сбытовые проблемы, которые в последнее время испытывает компания "Интерпайп". Сокращение производства труб приведет и к уменьшению выпуска круглой заготовки на "Интерпайп Стали".

 Впрочем, украинский рынок лома не находится в вакууме. Очевидно, в будущем году на него станут оказывать воздействие и внешние факторы.

Украина и мир

 Несмотря на периодические проблемы с сырьем, импорт металлолома ранее никогда не играл существенной роли на отечественном рынке. В 2011-2012 годах объем его закупок составлял менее 120 тыс. тонн в год. Однако в первом полугодии текущего года в Украину поступило из-за рубежа более 103 тыс. тонн материала, так что по итогам года вполне достижимо доведение этого показателя до 200 тыс. тонн. 

 Стимулировать поставки лома из-за рубежа могла бы отмена действующей 5% импортной пошлины на лом, но 19 сентября Верховная Рада, внося изменения в закон "О таможенном тарифе Украины", оставила данную норму в силе. Рано или поздно эта пошлина, очевидно, будет отменена. По крайней мере, за это выступают отечественные металлурги рассчитывающие на частичное покрытие своих потребностей в ломе за счет импорта. 

 В первой половине текущего года большая часть закупок пришлась на Казахстан, Турцию и Венгрию. При этом Турция обычно является импортером металлолома, приобретая его больше, чем любая другая страна в мире. И хотя в первые 7 месяцев текущего года зарубежные поставки лома в Турцию сократились на 19% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, существенных излишков вторсырья там нет и быть не может.

 За казахстанский лом украинским компаниям в скором будущем, очевидно, придется конкурировать с российскими. В этом году в России уже были введены в строй три предприятия, намеренные выплавлять сталь из металлолома для получения длинномерного проката, запуск четвертого ожидается в октябре. Еще несколько мини-заводов могут быть построены в 2014-2016 годах. Всего через три-четыре года потребность российских металлургов в металлоломе может возрасти более чем на 4 млн тонн в год, что приведет к нехватке сырья и, очевидно, превратит Россию в нетто-импортера. В результате основными поставщиками лома в Украину могут стать восточноевропейские страны – Венгрия, Польша и Румыния.

 Однако здесь возникает новая проблема – дороговизна импортного металлолома. По данным Госкомстата Украины, в первом полугодии средняя стоимость завезенного из-за границы сырья составила почти 400 долл./тонн. В настоящее время румынские компании, чей лом справедливо считается одним из самых дешевых в Европе, поставляют материал сорта 3А в Турцию примерно по 325-330 долл./тонн FOB. В то же время, даже с учетом повышения закупочных цен в начале сентября, украинские заводы платят за аналогичный лом около 290-300 долл./тонн без НДС и железнодорожного тарифа.

 Чтобы импортный металлолом стал конкурентоспособным на отечественном рынке, котировки на Украине должны возрасти, по меньшей мере, на 10-20% по сравнению с нынешним уровнем (при условии сохранения их стабильности на мировом рынке). Однако такое подорожание при нынешних низких ценах на заготовки и длинномерный прокат и при отсутствии серьезных перспектив на повышение в течение ближайших нескольких месяцев означает весьма существенное падение рентабельности украинских предприятий.

 Впрочем, из-за хронического дефицита котировки на лом в Украине в ближайшие годы будут находиться на высоком уровне. Поэтому, возможно, бизнес тех же "Электростали" и ДЭМЗа в ближайшие годы приобретет сезонный характер. Эти заводы будут сокращать либо даже, возможно, приостанавливать выпуск зимой, когда стоимость металлолома наиболее высока, и увеличивать производство летом, когда сырье более доступно.

 А самым вероятным выходом из положения все же представляется более интенсивное использование украинских резервов вторсырья. При этом, возможно, ключевую роль в обеспечении поставок лома на предприятия будет играть своевременность финансовых расчетов с трейдерами. Кроме того, могут быть использованы недоступные ранее резервы. Принятый в этом году закон об утилизации автомобилей, безусловно, имеет своей основной целью защиту отечественного авторынка, но на его базе можно будет создать сеть современных предприятий по переработке автолома. Дополнительный объем поступлений сырья на металлургические заводы при этом может исчисляться сотнями тысяч тонн в год.

 По крайней мере, этой возможностью планируют воспользоваться на "Донецкстали", где в первом полугодии 2014 года должна заработать шредерная установка мощностью 670 тыс. тонн в год, способная превращать негабаритный легковесный лом, в том числе корпуса старых автомобилей, в пригодный для использования в плавильных печах продукт. Не исключено, что по этому пути пойдут в ближайшие годы и другие украинские металлургические компании.

 Виктор Тарнавский, МинПром

Источник: МинПром

Предыдущие статьи